Железнодорожное муниципальное образование.
Общие сведения.
Рабочий посёлок Железнодорожный расположен в северо-западной части Иркутской области, примыкает с восточной стороны к северной части Усть-Илимского водохранилища.
Датой основания поселка Железнодорожный считают январь 1967 года, когда произошла высадка первого десанта в глухой тайге Нижне-Илимского района. Годом позже поселок получил название – Северный с подчинением Усть-Илимскому району, а с 1 мая 1970 года приобрёл статус рабочего поселка и название Железнодорожный.
Относительно областного центра расположение Железнодорожного муниципального образования периферийное, расстояние по автомобильным дорогам – 1000 км, по железной дороге – 1450 км. Поселение граничит с городским округом «Город Усть-Илимск» и Усть-Илимским муниципальным районом (межселенная территория). Расстояние до центра Усть-Илимского муниципального района – 30 км.
На территории Поселения расположена конечная станция железнодорожной линии Хребтовая-Усть-Илимск Восточно-Сибирской железной дороги. Время поездки до районного центра автомобилем – 30 мин, до областного центра автомобилем – 10 часов, автобусом – 15 часов, железнодорожным транспортом – 27 часов. Дорог федерального значения не имеется.
История.
Богата история нашего края, история нашего поселка. По народному преданию в д. Карапчанка, основанной в 1699 г., было всего два двора. В 1744 г. из Нижне-Илимской волости выделяется Карапчанская волость, или Карапчанский погост. К серединеXIX в. в Карапчанке насчитывалось уже 18 дворов.
В 1967 году там, где сейчас стоит посёлок Железнодорожный была нетронутая тайга. Здесь охотники из деревни Карапчанка промышляли зверя и птицу. Нет сейчас ни этой тайги, ни деревни Карапчанка, история которой насчитывала более 300 лет. Деревня частью сожжена, частью разобрана и перевезена на более высокое место, а что осталось покоится на дне Усть-Илимского водохранилища.
Время появления поселка Железнодорожный – это время великих строек: строительство Усть-Илимской ГЭС, города, Усть-Илимского ЛПК. Была острая необходимость в железнодорожной линии, которая связала бы стройку с промышленными районами страны. Так возникла идея строительства посёлка железнодорожников и лесозаготовителей.
5 января 1967 г. в 4 км севернее д. Карапчанки первый лыжный десант принялся за разбивку будущего посёлка. Одной из главных задач десанта было дорожное соединение п.Гидростроителей Братского района, п.Северный (будущий Железнодорожный) и деревни Карапчанка. Поселок должен был стать базой для строительства железнодорожной магистрали Хребтовая-Усть-Илимск, выполнять в будущем грузовую, сортировочную и пассажирскую работу. Строительство железной дороги вело СМП-219, СМП-319, МК-70, Мостоотряд-47 и др.
4 ноября 1973 г. с перрона станции «Усть-Илимская» отошел первый пассажирский поезд.
Население.
Численность зарегистрированного населения на 01.01.2014 года по данным Иркутскстата - 6 986 человек, по данным паспортного стола на территории р.п. Железнодорожный зарегистрировано - 8043 человека.
В центре занятости на 1 января 2014 года количество официально безработных граждан - жителей поселения, составляет 83 человека. Уровень безработицы - 3,8% от численности трудоспособного населения. Основная масса населения трудится за пределами поселка: на предприятиях города Усть-Илимска, наУсть-Илимском ЛПК, частных лесозаготовительных предприятиях, торговле и т.п. Дефицит рабочих мест в Поселении обусловлен тем, что в 90 годы градообразующие промышленные предприятия в которых была занята основная масса трудоспособного населения: Карапчанский комплексный леспромхоз, Карапчанская лесоперевалочная база, леспромхозы: Усть-Илимский, Кавказский, Кокчетавский, ПМК, Мостоотряд, МК-70, СМП-219 и ряд других предприятий были ликвидированы. За счет ликвидации этих предприятий произошло повышение уровня безработицы населения.
Образование.
На территории Железнодорожного муниципального образования расположены 7 образовательных учреждений:
- муниципальное образовательное учреждение «Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1» и муниципальное образовательное учреждение «Железнодорожная средняя общеобразовательная школа № 2»;
- 3 детских сада: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш», муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Чебурашка», муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»;
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная детская школа искусств», имеющая 5 филиалов по району;
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования детей».
Муниципальное образовательное учреждение «Железнодорожная школа №1» было создано в 1967 году в поселке первопроходцев, строителей БАМа. Первой крышей школы стало одноэтажное деревянное здание. В школе училось 308 учащихся. В 1979 году распахнула свои двери новая современная школа, расположенная в трёхэтажном кирпичном здании, рассчитанная на 830 учащихся. В 2013-2014 учебном году в школе обучалось 347 учащихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Железнодорожная средняя общеобразовательная школа№2» открыта в 1968 году в кирпичном одноэтажном здании, затем построена новая школа, которая разместилась напротив прежней, но в новом современном трёхэтажном здании. В 2013-2014 учебном году в школе обучалось 296 учащихся.
Детский сад «Малыш» был основан в 1968 году. Первоначально детский сад был ведомственным и являлся частью организации «СМП-219». В нем было всего две группы и шесть сотрудников. Постепенно количество групп увеличивалось, а коллектив пополнялся квалифицированными кадрами. А уже в 1985 году из щитовых домов с печным отоплением «Малыш» переехал в большое кирпичное здание. Теперь это удобный, светлый, комфортный, оснащённый современным оборудованием детский сад один из самых больших вУсть-Илимском районе, в нём работают 72 сотрудника, 26 из них – педагоги, которые воспитывают 236 детей.
На улице Солнечная, поселка Железнодорожный, среди белоствольных берез, расположился детский сад, который получил красивое и нежное название «Березка». Детский сад был построен Карапчанской лесоперевалочной базой и открыт в 1977 году. В течение 16 лет находился в ведомстве этого предприятия. Детский сад расположен в четырех отдельных корпусах, рассчитан на 95 мест, на 5 групп. Каждое утро спешат сюда веселые и озорные ребятишки, потому что здесь живет детство, много смеха, добра и улыбок…
В микрорайоне Карапчанка в сентябре 1979 года открылся детский сад «Чебурашка». Детский сад расположен на окраине микрорайона Карапчанка. Основным достижением и гордостью детского сада является стабильный, сплочённый коллектив единомышленников, людей, любящих свою работу и детей. Педагоги и младший персонал трудятся в учреждении на протяжении всего периода его существования, отдавая детям тепло своих сердец и умелых рук, создавая добрую, психологически комфортную, домашнюю атмосферу для воспитанников.
В 1979 году в п.Железнодорожный открылась первая в Усть-Илимском районе детская музыкальная школа, которая встретила своих 30 первых учеников.
За 35 лет Школу окончили более 500 учащихся, из них 55 продолжили профессиональное образование. В Школе сегодня обучается 133ученика, работают 13творческих коллективов, детская филармония «До, ре, ми, фа, солька». Школа -победитель конкурса «Лучшее муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей в сфере культурыИркутской области» в номинации «Лучшая школа искусств района».В числе учащихся: дипломанты, призёры, лауреаты зональных, областных, Всероссийских и Международных конкурсов, стипендиатыГубернатора Иркутской области, мэра Усть-Илимского района, победители проекта государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства «Нота До – одаренным детям Иркутской области».
С 1994 года на территории р.п. Железнодорожный работает Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования детей» (МОУ ДОД «РЦДОД»). Сегодня это многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое является органической и неотъемлемой частью непрерывного образования, единого социокультурного и образовательного пространства посёлка и района.
Культура.
23 ноября 1998 года для жителей поселка Железнодорожный был открыт Молодежный центр «Мечта» в здании бывшей столовой поселка. 6 сентября 2009 году учреждение было переименовано в муниципальное учреждение «Центр культуры Железнодорожного муниципального образования», с 2009 года в состав учреждения культуры входит Железнодорожная библиотека.
Сегодня МБУК «Центр культуры Железнодорожного муниципального образования»:
• это центр культурно-досуговой жизни посёлка, место отдыха и общения, развития способностей и талантов, как для детей, так и для взрослых;
• это более 180 мероприятий в год - каждое, из которых праздник ярких эмоций и зрелищное представление;
• это 13 клубных формирований, которые объединяют более 160 человек разных возрастных категорий;
• это творческий коллектив профессионалов и единомышленников.
Огромную помощь в решении задач в сфере культуры оказывают районные учреждения культуры, расположенные на территории Железнодорожного муниципального образования, это: Муниципальное учреждение «Межпоселенческий центр культуры» и Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека».
Религия.
С 2007 г. в р.п. Железнодорожный открыт и действует православный храм священного мученика Киприана и мученицы Иустинии. В 1995 г. жители п. Железнодорожный обратились к благочинному священнику Александру Белому с просьбой об открытии храма. 1 декабря 1995 г. состоялось собрание, на котором образовалась православная община п. Железнодорожный. На втором приходском собрании о. Димитрий внес предложение о названии общины во имя священномученика Киприана и мученицы Иустинии. Железнодорожная поселковая дума 20 мая 1997 г. вынесла решение о передаче двух корпусов детского сада «Солнышко» православной общине. На Рождество в 1998 г. прошла первая служба. 2 июля 2002 г. по правилам православной церкви священнослужители - отец Дмитрий, настоятель храма в п. Железнодорожный, отец Александр и отец Владислав, служители усть-илимского благочения - освятили первый камень и заложили его в основание фундамента алтарной части храма. В 2007 г. завершилось строительство храма. 28 сентября 2007 г. освятили колокола и сразу подняли их на колокольню. В новом храме развернулась приходская деятельность: заработала воскресная школа для детей, ведётся работа с домом престарелых, организуются праздники с участием детей.
Здравоохранение.
В 1967 году открылась первая поселковая амбулатория. Она разместилась в обыкновенном вагончике. Поселок строился, и вскоре амбулатория переехала в новый только, что отстроенный барак. В одной половине здания разместилась амбулатория, в другой – родильное отделение на пять коек, а в конце 1975 года в р.п. Железнодорожный была построена и сдана в эксплуатацию типовая больница на 100 коек, с поликлиникой на 150 посещений в смену.
В настоящее время медицинское обслуживание населения Железнодорожного муниципального образования осуществляет областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Усть-Илимская городская больница». Прием населения узкими специалистами ведется в МУ «Городская поликлиника № 2» горда Усть-Илимска. «Скорую помощь» жителям поселения оказывает городская станция скорой помощи г. Усть-Илимска.
Спорт.
В железнодорожном муниципальном образовании создан Совет по спорту, по предложению совета в 2013 году в посёлке восстановлена лыжня, проводятся занятия лыжной секции, соревнования. Гордостью посёлка является футбольная команда «Дружба», которая создана в 1973 году, в её составе детская и взрослая команды. Есть в посёлке молодая хоккейная команда «Локомотив», мужская и женская волейбольные команды. Интерес к спорту и профессиональная подготовка спортсменов п. Железнодорожный помогают регулярно завоевывать призовые места, подтверждением тому служат: 1-е место по футболу, 2-место по волейболу, 2-е место в летних сельских играх, 2 место на зимних сельских играх в 2014 году.
Таким образом, поселок обладает на сегодняшний день достаточным социальным и культурным потенциалом. На его территории активную работу проводят муниципальные учреждения и общественные организации. В их деятельности реализуются разнообразные проекты, направленные на развитие информационной, досуговой, научной и др. форм деятельности. В поселке происходит возрождение православной духовности.
Историческая справка за 2011 год
На рисунке представлено решение №589 от 2 сентября 1969 г. об отнесении н.п. Железнодорожный к категории рабочих поселков
